fbpx
Выбрать страницу

Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка.

Потребность ребенка в общении со взрослыми в этот период по своему содержанию является стремление к доброжелательного внимания, обмена положительными эмоциями, на основе которого формируется мотивация признания и положительной оценки.

В этот период происходит интенсивное развитие интонаций и появляются так называемые псевдослова. Первые интонации являются попытками обратить на себя внимание взрослого.

Довербальный этап развития речи

На основе потребности в общении ребенок начинает подражать звукам человеческой речи, затихает, прислушивается, когда взрослый с ней разговаривает. Подготовка к появлению речи происходит на основе развития понимания речи взрослых (развитие пассивного речи), а также развития передмовних вокализаций ребенка, предшествующих активному речи. Развитие понимания речи связан с развитием речевого слуха, речевых вокализаций с отработкой языковых артикуляций. Пассивное речь усваивается ребенком быстрее, чем активное.

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Умение его использовать связано с вступлением соответствующих навыков, ознакомлением со словесными формами, накоплением содержания для речи, установлением социальных связей. Развитие речи ребенка связано с возникновением и усилением потребности в общении со взрослым.

Младенец еще не понимает значение того, что ему говорят. В первой половине 1-го года жизни он особенно реагирует на ритмично мелодичные звуки голоса человека, во втором — из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звуки речи. Особенно чувствительны к интонации, с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождаются высказывания. Четкое произношение слов, выражающих хвалу, вызывает у него положительные эмоции, а слова, сказанные с нахмуренным лицом, — отрицательные.

РРечевое развитие младенцаеагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано: уже на 3-й неделе она сосредоточивается на голосе, на 2-м месяце — перестает кричать, если с ним разговаривают, сосредоточивается на лице взрослого. Во второй половине 1-го года жизни устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Сначала дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В 5-6 месяцев ребенок подползает к взрослому, когда он его зовет жестом. На словесный вызов малыш приближается к взрослому только после 11,5 месяцев.

Со временем реакции ребенка на речь взрослого усложняются. В 7-8 месяцев малыш возвращается к предмету в ответ на вопрос взрослого «Где?». Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчиво: если предмет меняет свое местонахождение, младенец не узнает.

В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местонахождения. 7-8-ми-сячний малыш выполняет изучены движения, когда их называет взрослый («Встань», «Сядь» «До свидания») 9-10-месячного ный — понимает элементарные поручения («Дай мне ложку»), 10 -11-месячный — по указанию выбирает предметы. К концу 1-го года жизни у него возникает связь между названием и самим предметом. Проявляется он в поиске и нахождении этого предмета.

Это основными признаками начальной формы понимания речи. Понимание связи между предметом и его названием — важнейшее достижение в развитии речи младенца. Позже на этой основе могут возникнуть представление.

На 1-м году жизни у ребенка формируются предпосылки слушания: она сосредотачивается не только на языке взрослого, которая выразительнее действиями или мимикой, а на звучании небольших песен, стихов.